Проект сохранения озера Байкал

Ярославец (тип судов)

Ярославец (тип судов). Материал из Википедии — свободной энциклопедииТекущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 24 марта 2016; проверки требует 1 правка.У этого термина существуют и другие значения, см. Ярославец.

Ярославец (тип судов)
«РК-516» (пр. Г376) в Южной бухте Севастополя«РК-516» (пр. Г376) в Южной бухте Севастополя
Проект
Страна
Годы постройки1953 — 1992 гг
Годы в строю1953 — н. в.
Основные характеристики
Длина21 м (наибольшая)
Ширина3,98 м (по корпусу)
Осадкамакс. 1,38 (пр.РВ376А)
Бронированиенет
Двигателидизель 3Д6С
дизель 3Д6С1
Мощность150 л. с.
Движитель1 × ВФШ
Скорость хода10, уз. (наибольшая: пр. РВ376)
Дальность плавания860 миль (наибольшая: пр. Т376)
Автономность плавания5 суток
Commons-logo.svgИзображения на Викискладе

Ярославец — название серии служебно-вспомогательных катеров.

К 1948 году, в конструкторском бюро МСП, был разработан и утвержден проект многоцелевого катера для нужд ВМФ и народного хозяйства. За основу был взят катер типа «Я» выпускавшийся в 1930-1940-х годах. Проект получил номер 376 и шифр «Север». В 1953 году на судостроительным заводе №345 был спущен головной катер проекта. Катера проекта получили своё имя — «Ярославец» по названию предприятия. Вторым предприятием, где начали производство катеров стал «Сосновский судостроительный завод» №640 в Кировской области. Малые серии катеров строились на заводе в Руссе Новгородского района и на Красноярском судоремонтно-судостроительном заводе, и верфях в Варне в Болгарии.


Содержание 



Модификации катеров

По начальному проекту предусматривалась разработка трех модификаций катера: рабочего, таможенного и водолазного которые можно было бы транспортировать ж/д транспортом.

На базе проекта были разработаны следующие модификации[1]:


  • Рейдовый катер, катер радиационной и химразведки, санитарный катер — 376;
  • Разъездной рабочий катер — Р376; Р376У; РН376У
  • Рейдовый рабочий катер модернизированный (буксирный катер) — РМ376;
  • Учебный катер — РМУ376;
  • Морской гидрографический промерный бот — Г376;
  • Большой гидрографический катер типа «ГПБ-511» — Г376У;
  • Рейдовый водолазный бот — РВ376, РВ376У
  • Рейдовый водолазный бот с декомпресионной камерой — РВК376;
  • Пассажирский катер и для нужд Народного хозяйства — РВН376У;
  • Водолазный катер модернизированный — РВМ376 (03766);
  • Рейдовый водолазный катер — РВМ376У;
  • Катер-тральщик контактных и неконтактных мин (рейдовый тральщик) — Т376;
  • Катерный тральщик образца 1957 года — Т376У
  • Катер-торпедолов — Л376;
  • Катер-торпедолов образца 1954 года — ТЛ376;
  • Искатель донных мин и затонувших торпед — И376, И376У;
  • Артиллерийский катер (вооруженный рейдовый бот) — В376;
  • Большой сторожевой катер — РВ376, РВ376А;
  • Среднее таможенное судно — РВК376
  • Минометный катер — М376
  • ПСКА для Азовского моря — П376 (03765)

Модернизация.


Дальнейшим развитием проекта является многоцелевой катер проекта 02220 «Ярославец–М». Катер разрабатывался как многоцелевой — патрульный, служебно-разъездной, прогулочный, для транспортировки различных грузов, буксировки малых судов, или катер обеспечения. Были улучшены комфорт и обитаемость катера, установлен дополнительный санузел и душ для команды. Головной катер (заводской номер 061) модернизированного проекта был спущен на воду на ОАО «Ярославский судостроительный завод» 25 июня 2015 года. Основные характеристики судна[2]:


  • Длина - 19,75 м,
  • Ширина - 3,98 м,
  • Осадка (средняя) - 1,2 м,
  • Водоизмещение (полное) - 40,0 тонн,
  • Пассажировместимость - 12 чел.,
  • Двигатель - ЯМЗ-238Р (150 л.с.)

Служба


Катера в различных модификациях были представлены во всех флотах СССР, позже России, где трудятся по настоящее время.


  • Дважды Краснознамённый Балтийский флот: РК-17, РК-170, РК-2052, БГК-719, РК-2066, РК-2067, РК-2069.
  • Краснознамённая Каспийская флотилия: БГК-160, РВК-887, ОК-08
  • Краснознамённый Тихоокеанский флот: РК-527, РК-964, РК-1153, РК-2036, РВК-2049,
  • Краснознамённый Северный флот: РК-1351, РК-2047.
  • Краснознамённый Черноморский флот: РК-25, РК-51, РК-516, РК-518, РК-621, РК-636, РК-708, РК-2064, РВК-156, РВК-438, РВК-617, РВК-659, РВК-860.


После раздела ВМФ СССР катера типа «Ярославец» продолжили службу в Армении, Белоруссии, Латвии (1 в администрации Рижского порта), Литве (1 гидрографический катер), Украине, Эстонии.

Также катера были экспортированы в следующие страны:


  • Албания: 11 единиц
  • Болгария: 34 единицы (катера пр. Р376 построены в Варне и Руссе)
  • Вьетнам: 10 единиц
  • Египет: 2 единицы
  • Ирак: 3 единицы
  • Кампучия: 1 единица

Примечания

  1. Катера проекта 376
  2. Ярославский судзавод спустил на воду многоцелевой катер «Ярославец–М»

Ссылки[править | править вики-текст]

Литература