Проект сохранения озера Байкал

Комплексный подход Сохранения озера Байкал.

Общественный Совет Минприроды РФ
Удеревская Е.Н.
Доклад
Комплексный подход Сохранения озера Байкал
31 января 2017г. г.Москва
В силу того, что принятые ранее решения и рекомендации, проработанные совместно с Общественной палатой Российской Федерации, Общероссийским Народным Фронтом, Общественной палатой Иркутской области в деле сохранения озера Байкал, ещё не получили должного внимания и решения, а также в связи с активно начатой работой в Аналитическом Центре Правительства Российской Федерации по приоритетному стратегическому проекту Сохранение озера Байкал, ограниченными сроками подготовки Паспорта проекта (до 1 апреля 2017г.) - необходимо решить ряд ключевых вопросов для эффективной работы и рассмотреть следующие направления с целью наладить взаимодействие в совместной, комплексной работе по Сохранению священного озера:
1. Рассмотреть возможность присвоения Байкальской природной территории статуса Модельной территории Устойчивого: Экологического, Экономического, Социального развития Байкальского региона.
На Байкальской природной территории отрабатываются механизмы и формы социально-экономического и политического объединения трех субъектов Российской Федерации в рамках программ сохранения уникального озера Планеты – отрабатывается взаимодействие производительных сил с окружающей средой, накапливается теоретический и практический опыт народнохозяйственного, отраслевого и регионального природопользования.

Предлагаем обсудить Комплексные Предложения, ведущие к значительному снижению антропогенной нагрузки, к решению проблем и сохранению Байкала. Разработать концепцию.

1. Отсутствие кадастровых границ.
Не позволяет на стадии формирования земельного участка и регистрации прав на него соотнести положение участка с той или иной зоной, что препятствует выполнению установленных запретов оборота земель, осложняет контроль за их выполнением.
Отсутствие сведений о границах препятствует предоставлению земельных участков, выявлению и пресечению незаконного оборота земель; возникают должностные нарушения, связанные с оборотом земель.
Зоны с особыми условиями использования Байкальской природной территории на кадастровом учете не стоят (за исключением водоохранной), с этим же связан непорядок в лесном хозяйстве – леса стоят бесхозные!
Проведение государственного кадастрового учета зон с особыми условиями использования требует значительных правовых, организационных и финансовых ресурсов, без которых становится невозможной полноценная реализация функций государства по сохранению уникальной экологической системы озера Байкал, охраны окружающей среды в целом.
В связи с этим, предлагаем Росреестру включить в 2017 году (год Экологии и особо охраняемых территорий) в список пилотных проектов - для проведения комплексных кадастровых работ - на получение субсидии - Иркутскую область и респ.Бурятия (сейчас в списке пилотных проектов - респ. Тыва, Астраханская и Белгородская область).

2. В 2017 году необходимо по Программе ФЦП приступить к реконструкции и строительству современных очистных сооружений в ЦЭЗ; строительству (реконструкции, модернизации) объектов водного хозяйства, Байкальскго Флота; объектов коммунальной инфраструктуры; осуществлению природоохранных мероприятий) – в связи с этим предлагаем продлить срок приёма документов на проектно-сметную документацию для строительства, реконструкции, модернизации очистных в городах, посёлках Центральной Экологической зоны озера Байкал.
Для этого:
- Определить первоочередные цели, задачи, мероприятия, пути решения с указанием конкретных населённых пунктов, мероприятий, объектов. Работать по-адресно, по-объектно.

- С целью решения первоочередных задач охраны озера Байкал - пересмотреть Федеральную целевую программу «Охрана озера Байкал и социально-экономическое развитие Байкальской природной территории на 2012- 2020 годы» на 2017 – 2020 годы (итоги расследования Генеральной Прокуратуры и счётной палаты РФ показали не эффективность использования средств ФЦП «Охрана озера Байкал».
Основной акцент в новой редакции сделать на Центральной Экологической, водоохранной зонах озера Байкал.

- Увеличить в 2017-2020г.г. объём финансирования Федеральной целевой программы «Охрана озера Байкал и социально-экономическое развитие Байкальской природной территории на 2012- 2020 годы» (в новой редакции Программы финансирование уменьшили).
- Решить вопрос по финансированию Проектно-сметной документации на очистные сооружения в водоохранной зоне озера Байкал.

2. Согласно решения Правительственной комиссии по вопросам социально-экономического развития Дальнего Востока и Байкальского региона от 25 мая 2016 года – «проработать вопрос о возможности финансирования за счёт дополнительных средств федерального бюджета, в рамках государственных программ Российской Федерации и федеральных целевых программ капитальных затрат на строительство/реконструкцию экологических судов для использования на озере Байкал» – с целью создания Байкальского Эко-Флота.

Для этого:
- Проработать вопрос по технологическому оснащению судов Байкальского Флота современными судовыми очистными сооружениями Российского производства (согласно Постановлению Правительства РФ от 12.08.2010 г. N 623 «Об утверждении технического регламента о безопасности объектов внутреннего водного транспорта» (Приложение 1, раздел II, п.8);

- В комплекс инфраструктуры включить вопрос о строительстве, реконструкции современных портовых комплексов туристско-рекреационного назначения, оснащенных системами сбора/накопления/переработки/обезвреживания, утилизации жидких и твердых бытовых, технических отходов на современных установках российского производства.

- Предусмотреть выбор на экспертной основе наилучших технологий в сфере обращения с отходами, с точки зрения эффективности и обеспечения высоких стандартов очистки и обезвреживания для акватории озера Байкал, а также обеспечивать предотвращение загрязнения прибрежных территорий отходами рекреационной деятельности.

- В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 12 августа 2010 г. N 623 "Об утверждении технического регламента о безопасности объектов внутреннего водного транспорта" разработать Технический регламент о безопасности объектов внутреннего водного транспорта на озере Байкал.

- Министерству транспорта Российской Федерации, по согласованию с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти, представить в Правительство Российской Федерации проект перечня национальных стандартов, содержащих правила и методы исследований (испытаний) и измерений;

- Проработать и обеспечить кадровую, контрольно-надзорную, технологическую и образовательную поддержку деятельности Байкальского Эко-Флота, портовой инфраструктуры.
- Внести в перечень правоустанавливающих актов пользования судами внутреннего водного плавания Закон о разрешении сброса с судов сточных вод, отвечающих нормативам оз.Байкал (утвердить данные нормативы). Проработать контрольно-надзорные законодательные инициативы, запрещающие сброс не очищенных сточных, фекальных, нефтесодержащих вод с судов Байкальского Флота в акваторию озера Байкал.
- При Аналитическом Центре Правительства РФ создать Межведомственную рабочую группу по созданию Байкальского Эко-Флота с привлечением экспертов соответствующих министерств, ведомств, организаций, необходимых для разработки паспорта Проекта (список прилагается).

5. Проработать совместно с Минприроды, Министерством жилищной политики, Минстроем, Ростехнадзором, Росприроднадзором, с Администрациями муниципалитетов процессы модернизации территорий Байкальского региона, посёлков их оснащением системами водоотведения, канализации, комплексами утилизации ТБО, оснащения альтернативными источниками энергии.
6. Создать Общественный Совет с привлечением общественных экспертов (Иркутская обл., респ. Бурятия) по осуществлению контроля за пересмотром и выполнением ФЦП «Охрана озера Байкал и социально-экономическое развитие Байкальской природной территории на 2012 – 2020 гг.» с целью не допустить не эффективного, нецелевого расходования средств федерального бюджета.
7. В связи с негативным воздействием на здоровье человека, окружающую среду, на уникальную эко-систему оз. Байкал - запретить использование моющих средств, содержащих фосфаты на Байкальской природной территории.

8. Ввести в эксплуатацию рыборазводные заводы на озере Байкал для восстановления и поддержания численности популяции ценных пород рыб: омуля, хариуса, тайменя, ленка, пеляди, сига, осетра.
9. Программу развития Байкальской территории построить на экологических принципах: эко-бизнес; эко-флот; эко-дома; эко-деревни; эко-города; экологический туризм; экологическое образование и воспитание населения, возрождение народных ремёсел, этнических традиций.

10. Создать общественно-государственный Байкальский Экологический Фонд.
11. Развивать круглогодичный ЭКО-туризм - сельский этно-экологический отдых, конные, пешие, вело- туристические маршруты, фото-охота, спортивная рыбалка, дайвинг, горно-лыжный туризм и др.
12. Рассмотреть перепрофилирование населенных пунктов береговой зоны озера Байкал в эко-поселения туристско-рекреационного типа. Проработать регламент строительства, использования земельных ресурсов, создания механизмов инвестиционной привлекательности, развитие этно-экологических туристических плацдармов.
13. В Год Экологии ввести в Программу образования Час Экологии в детских садах, в школах, в профессионально-технических учреждениях, высших учебных заведениях. Проводить Час Экологии на предприятиях.

Целью создания Модельной территории Экологического, Экономического, Социального развития Байкальского региона должно стать сохранение озера Байкал для будущих поколений, гармонизация взаимоотношений общества и природы в глобальном масштабе и в стране за счёт развития хозяйственной деятельности в пределах воспроизводственной возможности биосферы, становлении главного акцента в системе человеческих приоритетов с материально-вещественных на духовно-нравственные ценности.
Полный список Комплексных предложений Сохранения озера Байкал и создания Модельной территории Устойчивого: Экологического, Экономического, Социального развития Байкальского региона представлен на рассмотрение в Общественную палату РФ, Комитет по Экологии ГД РФ, Аналитический Центр Правительства РФ, Минприроды РФ.
Также, прилагаю совместно проработанные с Министерством лесного комплекса Иркутской области предложения для эффективной работы Лесного законодательства на территории Байкальского региона и России в целом.
«Байкал создан, как венец и тайна природы, не для производственных потребностей, а для того, чтобы мы могли пить из него вволю воду, главное и бесценное его богатство, любоваться его державной красотой и дышать его заповедным воздухом.
Он никогда не отказывался помогать человеку, но только в той мере, чтобы вода оставалась чистой, красота не погубленной, воздух незасоренным, а жизнь в нём и вокруг него – неиспорченной.
Это, прежде всего, необходимо нам».
Валентин Григорьевич Распутин

Член Общественного Совета Минприроды РФ,
Председатель Ассоциации "Байкальское Содружество",
Эксперт Общественной палаты Иркутской области,
Эксперт Общероссийского Народного Фронта
Екатерина Николаевна Удеревская
baikanturs@yandex.ru
+79149300150